Железная дорога. Анализ Стихотворения «К Чаадаеву» Вопрсы и задания

Стихотворение «К Чаадаеву».

Восприятие, толкование, оценка

Стихотворение «К Чаадаеву» было написано в 1818 году. Оно посвящено близкому другу А.С. Пушкина, офицеру лейб-гвар­дии гусарского полка П. Я. Чаадаеву, имевшему большое влия­ние на поэта. Стихотворение получило широкое распростране­ние в списках. В искаженном виде, без ведома самого автора, было напечатано в альманахе «Северная звезда» в 1829 году.

Стихотворение мы можем отнести к гражданской лирике, жанр его – дружеское послание, стиль – романтический.

Композиционно мы можем выделить в этом послании три части. Поэт говорит о прошлом, настоящем и будущем своем и своего поколения, всех прогрессивно настроенных молодых лю­дей своего времени. Их прошлое – это юные забавы, обманчи­вая любовь и надежда. Настоящее – это горячее желание видеть свою Родину свободной, ожидание «минуты вольности святой». Поэт сравнивает здесь гражданские и любовные чувства:

Мы ждем с томленьем упованья Минуты вольности святой,

Как ждет любовник молодой Минуты верного свиданья.

Композиционный центр стихотворения – призыв, обращен­ный ко всем единомышленникам:

Пока свободою горим,

Пока сердца для чести живы,

Мой друг, отчизне посвятим Души прекрасные порывы!

Будущее Отчизны – это ее свобода, пробуждение ото сна.

Стихотворение написано четырехстопным ямбом. А.С. Пуш­кин использует различные средства художественной выразитель­ности: эпитеты («власти роковой», «нетерпеливою душой», «вольности святой», «прекрасные порывы», «звезда пленитель­ного счастья»), метафору («недолго нежил нас обман», «пока сво­бодою горим», «Россия вспрянет ото сна»), сравнение («Исчез­ли юные забавы, как сон, как утренний туман»). Поэт широко использует общественно-политическую лексику: «отчизна», «гнет», «власть», «свобода», «честь». На фонетическом уровне мы находим аллитерацию («Недолго нежил нас обман») и ассонанс («Под гнетом власти роковой»).

Таким образом, это стихотворение проникнуто горячим при­зывом к свободе, искренней верой в будущее страны и личност­ным воодушевлением поэта. Мы можем рассматривать его в кон­тексте всей вольнолюбивой лирики А.С. Пушкина.

Ярким представителем символистов, который видел не только прошлый путь своей страны, но и будущий, стал Александр Александрович Блок. Родина играла важную роль в творчестве поэта.

Родина в творчестве А. А. Блока

Поэт отразил процесс становления России, затронув в своих произведениях не только историческое прошлое страны, но и ее будущее, задачи, стоящие перед ней, ее предназначение.

Образ Родины Блока заинтересовал еще в годы Однако расцвет тематики отмечается уже после ее окончания. Революционные переживания подъема и краха нашли отражение в каждой строфе патриотических стихотворений поэта.

Стихи Блока о Родине пронизаны чувством безграничной любви, нежности, но одновременно с этим они пропитаны болью за прошлое и настоящее России и надеждой на лучшее будущее.

Поэт верил, что его страна не просто достойна лучшего будущего, она еще и указывает путь к нему. Поэтому он видел в ней свое утешение, исцеление:

Любовь к Родине оставалась единственным чистым и искренним чувством. Именно на нее могла опереться израненная одиночеством и недопониманием общества душа поэта. осознавал сам Блок.

Родина, ее мироощущение менялось, но перемена в характере чувств не сказывалась на которую пронес писатель через всю свою жизнь.

Образ Родины и Александр Александрович

Благодаря произведениям А. А. Блока спустя годы мы можем увидеть Россию времен автора: полная движения, жизни, заплаканная, но по-прежнему неповторимая, самобытная. Особое видение исторических событий сказывается на стихотворениях поэта, важное место в которых занимает тема Родины.

Блок создал свой неповторимый, неведомый для других образ России. Она стала для него не матерью, а женщиной-красавицей: возлюбленной, подругой, невестой, женой.

Для раннего творчества поэта характерно видение нищей и дремучей страны, но одновременно необычной и талантливой.

Родина в произведениях Блока - прекрасная возлюбленная, которая в любой ситуации простит. Она всегда понимает поэта, потому что она - это часть души, ее лучшая половина, проявление чистоты. Блок понимал, что, несмотря на «бесстыдные и непробудные» ее грехи, Родина остается для него «всех краев дороже».

Какой же видит Россию Блок? Родина Александра Александровича обладает прелестными чертами, которые поэт называл «разбойной красотой»: необъятные просторы, дальние дороги, туманные дали, песни ветровые, расхлябанные колеи.

Блок любил свою Отчизну безоглядно, искренне веря и надеясь, что скоро «свет одолеет тьму».

Рассмотрим некоторые стихотворения Александра Блока, чтобы наиболее точно понять столь значимую для него тему: «Родина».

Блок. Стихотворение «Гамаюн, птица вещая»

Считается, что тема трагичной истории России впервые появилась в стихотворении, принадлежащем совсем еще юному Александру, «Гамаюн, птица вещая»:

Стихотворение стало первым громогласным обращением Блока, совместившим любовь к России и осознание ужаса от прошлого и настоящего. Но автор хочет понять истину независимо от того, насколько она ужасна и страшна.

Первым обдуманным и серьезным воплощением патриотической мысли считается произведение, датированное 1905 годом, «Осенняя воля».

Поэт обращается к Родине:

Лирический герой, показанный Блоком, испытывает одиночество, и оно нестерпимо трагично. Помочь преодолеть его может только любовь к России, ее природе. Поэт признает, что пейзажи родного края иногда невзрачны и не радуют глаз, но именно они могут дать успокоение, счастье и смысл жизни его истерзанной душе:

Псалмы, воспеваемые нищим, являются отголоском пьяной Руси. Однако это не смущает поэта. Ведь именно истинное лицо России, без прикрас и богатого пафоса, является неиссякаемым источником его вдохновения. Именно эта Родина - грязная, пьяная, нищая исцеляет Блока, дарит ему спокойствие и надежду.

Цикл произведений «На поле Куликовом»

Стихи Блока о Родине, включенные в цикл произведений «На поле Куликовом», обладают глубочайшим, страстным смыслом. История родной страны звучит здесь громче, чем голос самого поэта. За счет этого создается напряженный и трагичный эффект, указывающий на великое прошлое страны и предрекающий не менее великое будущее.

Сопоставляя былые и будущие деяния великой державы, автор в прошлом ищет силу, которая позволяет России смело идти к намеченной цели и не страшиться «тьмы - ночной и зарубежной».

«Непробудная тишина», в которой погрязла страна, предрекает «высокие и мятежные дни», - так считал Блок. Родина, показанная в произведениях, стоит на распутье времени и пространства - прошлого, настоящего и будущего. Исторический путь страны воплощен в строках:

Стихотворение «Сытые» стало откликом на явления революции в 1905 году. Этими строками выражена вера в грядущие перемены, которые ожидал как сам Блок, так и Родина.

Блок. Стихотворение «Русь»

Тема Родины находит отражение и в произведении «Русь». Здесь перед читателями предстает таинственная, непредсказуемая и одновременно прекрасная Россия. Страна кажется поэту сказочной и даже колдовской землей:

Переплетающиеся миры (реальный и мир сна) помогают поэту мысленно перенести читателей в давние, былые времена, когда Россия была полна ведьмовскими и колдовскими чарами.

Лирический герой безоглядно влюблен в страну, поэтому благоговеет перед ней. Он видит ее не просто необычной, а таинственной, очаровательно древней. Но Россия предстает перед ним не только сказочной, но и нищей, страдающей и печальной.

Произведение «Рожденные в года глухие» посвящено З. Н. Гиппиус и пронизано предвкушением грядущих перемен.

Блок понимал, что современное поколение обречено, поэтому призывал его к переосмыслению жизни, обновлению.

Обреченность России заключена в неиспользованном потенциале. Она, обладая неимоверными богатствами, страшно бедна и пугающе убога.

Родина как центральный лейтмотив произведения

Стихотворение «Россия» поражает своей искренностью и честностью: ни в одной строчке, ни в одном слове автор не солгал в том, какой он видит и чувствует родную страну.

Именно благодаря его честности перед читателями предстает образ нищей Родины, которая устремлена «В даль веков».

В стихотворении чувствуется влияние лирического отступления о птице-тройке из поэмы «Мертвые души» Н. В. Гоголя.

«Тройка» Блока перерастает в зловещий признак драматического противоборства народа и интеллигенции. Образ Родины воплощен в могучей и безудержной стихии: вьюге, ветре, метели.

Мы видим, что Блок пытается осмыслить значение России, понять ценность, необходимость столь сложного исторического пути.

Блок верил, что за счет скрытой силы и мощи Россия выберется из нищеты.

Поэт описывает свою любовь к Родине, восхищение красотой природы, размышления о судьбе своей страны. Блок использует мотив дороги, проходящей через все стихотворение. Сначала мы видим нищую Россию, но потом она предстает нам в образе страны, которая широка и могуча. Мы верим, что автор прав, ведь нужно всегда надеяться на лучшее.

Блок показывает нам Россию нищей, но прекрасной. Это противоречие проявляется даже в использованных поэтом эпитетах, например, «разбойная краса».

Два сфинкса в творчестве А. А. Блока

Николай Гумилев очень красиво написал о поэзии А. Блока: «Перед А. Блоком стоят два сфинкса, заставляющие его петь и плакать своими неразрешенными загадками: Россия и его собственная душа. Первый - некрасовский, второй - лермонтовский. И часто, очень часто Блок показывает нам их, слитых в одно, органически-нераздельных».

Слова Гумилева - нерушимая истина. Их можно доказать стихотворением «Россия». В нем сильно воздействие первого сфинкса, некрасовского. Ведь Блок, как и Некрасов, показывает нам Россию с двух противоположных сторон: могучую и в то же самое время бессильную и убогую.

Блок верил в силу России. Однако в противовес некрасовским заветам Александр Александрович любил Родину только с печалью, не наделяя свое чувство гневом. Блоковская Россия наделяется человеческими чертами, поэт наделяет ее образом любимой женщины. Здесь проявляется влияние второго сфинкса - лермонтовского. Но их сходство не является полным. У Блока высказаны более интимные, личностные чувства, наделенные благородной задумчивостью, в то время как в лермонтовских стихах порой слышалась гусарская заносчивость.

Стоит ли жалеть Россию?

Поэт говорит, что он не умеет и не может жалеть Родину. Но почему? Может из-за того, что, по его мнению, ничто не сможет затуманить «прекрасные черты» России, кроме заботы. А может причина в жалости?

Поэт любит Родину. Вот в чем скрыта причина отсутствия жалости по отношению к ней. убило бы гордость России, унизило бы ее достоинство. Если соотносить большую страну с отдельно взятым человеком, получим хороший пример взаимосвязи жалости и унижения. Человек, которого пожалели, сказав о том, какой он бедный и несчастный, теряет не только чувство собственного достоинства, но иногда и желание жить, так как он начинает понимать собственную никчемность.

Все трудности нужно покорять с высоко поднятой головой, не ожидая сочувствия. Возможно, именно это хочет показать нам А. А. Блок.

Громадная историческая заслуга поэта состоит в том, что он связал прошлое с настоящим, что мы и видим во многих его стихотворениях.

Родина стала связующей темой многих произведений А. Блока. Она тесно соединена с различными мотивами его стихотворений: любовь, возмездие, революция, путь прошлый и путь будущий.

Так писал и, кажется, он был полностью прав.

Ваня (в кучерском армянке).
Папаша! кто строил эту дорогу?
Папаша (в пальто на красной подкладке.) 1 .
Граф Пётр Андреич Клейнмихель 2 , душенька!
- - Разговор в вагоне - -

I

    Славная осень! Здоровый, ядрёный 3
    Воздух усталые силы бодрит;
    Лёд неокрепший на речке студёной
    Словно как тающий сахар лежит;

    Около леса, как в мягкой постели,
    Выспаться можно - покой и простор! -
    Листья поблёкнуть ещё не успели,
    Жёлты и свежи лежат, как ковёр.

    Славная осень! Морозные ночи,
    Ясные, тихие дни...
    Нет безобразья в природе! и кочи 4 ,
    И моховые болота, и пни -

    Всё хорошо под сиянием лунным,
    Всюду родимую Русь узнаю...
    Быстро лечу я по рельсам чугунным,
    Думаю думу свою...

II

    Добрый папаша! К чему в обаянии 5
    Умного Ваню держать?
    Вы мне позвольте при лунном сиянии
    Правду ему показать.

    Труд этот, Ваня, был страшно громаден -
    Не по плечу одному!
    В мире есть царь: этот царь беспощаден,
    Голод названье ему.

    Водит он армии; в море судами
    Правит; в артели сгоняет людей,
    Ходит за плугом, стоит за плечами
    Каменотёсцев, ткачей.

    Он-то согнал сюда массы народные.
    Многие - в страшной борьбе,

    Гроб обрели здесь себе.

    Прямо дороженька: насыпи узкие,
    Столбики, рельсы, мосты.
    А по бокам-то всё косточки русские...
    Сколько их! Ванечка, знаешь ли ты?

    Чу! восклицанья послышались грозные!
    Топот и скрежет зубов;
    Тень набежала на стёкла морозные...
    Что там? Толпа мертвецов!

    То обгоняют дорогу чугунную,
    То сторонами бегут.
    Слышишь ты пение?.. «В ночь эту лунную
    Любо нам видеть свой труд!

    Мы надрывались под зноем, под холодом,
    С вечно согнутой спиной.
    Жили в землянках, боролися с голодом,
    Мёрзли и мокли, болели цингой.

    Грабили нас грамотеи-десятники 6 .
    Секло начальство, давила нужда...
    Всё претерпели мы, Божий ратники,
    Мирные дети труда!

    Братья! Вы наши плоды пожинаете!
    Нам же в земле истлевать суждено...
    Всё ли нас, бедных, добром поминаете
    Или забыли давно?..»

    Не ужасайся их пения дикого!
    С Волхова, с матушки-Волги, с Оки,
    С разных концов государства великого -
    Это всё братья твои - мужики!

    Стыдно робеть, закрываться перчаткою,
    Ты уж не маленький!.. Волосом рус,
    Видишь, стоит, измождён лихорадкою,
    Высокорослый больной белорус:

    Губы бескровные, веки упавшие,
    Язвы на тощих руках,
    Вечно в воде по колено стоявшие
    Ноги опухли; колтун 7 в волосах;

    Ямою грудь, что на заступ 8 старательно
    Изо дня в день налегала весь век...
    Ты приглядись к нему, Ваня, внимательно:
    Трудно свой хлеб добывал человек!

    Не разогнул свою спину горбатую
    Он и теперь ещё: тупо молчит
    И механически ржавой лопатою
    Мёрзлую землю долбит!

    Эту привычку к труду благородную
    Нам бы не худо с тобой перенять...
    Благослови же работу народную
    И научись мужика уважать.

    Да не робей за отчизну любезную...
    Вынес достаточно русский народ,
    Вынес и эту дорогу железную -
    Вынесет всё, что Господь ни пошлёт!

    Вынесет всё - и широкую, ясную
    Грудью дорогу проложит себе.
    Жаль только - жить в эту пору прекрасную
    Уж не придётся - ни мне, ни тебе.

III

    В эту минуту свисток оглушительный
    Взвизгнул - исчезла толпа мертвецов!
    «Видел, папаша, я сон удивительный,
    - Ваня сказал. - Тысяч пять мужиков,

    Русских племён и пород представители
    Вдруг появились - и он мне сказал:
    „Вот они - нашей дороги строители!.."»
    Захохотал генерал!

    Был я недавно в стенах Ватикана 9 ,
    По Колизею 10 две ночи бродил,
    Видел я в Вене Святого Стефана 11 ,
    Что же... всё это народ сотворил?

    Вы извините мне смех этот дерзкий,
    Логика ваша немножко дика.
    Или для вас Аполлон Бельведерский 12
    Хуже печного горшка?

«Железная дорога». Художник И. Глазунов. 1970 г.

    Вот ваш народ - эти термы 13 и бани,
    Чудо искусства - он всё растаскал!
    «Я говорю не для вас, а для Вани...»
    Но генерал возражать не давал:

    Ваш славянин, англосакс и германец
    Не создавать - разрушать мастера,
    Варвары! дикое скопище 14 пьяниц!..
    Впрочем, Ванюшей заняться пора;

    Знаете, зрелищем смерти, печали
    Детское сердце грешно возмущать.
    Вы бы ребёнку теперь показали
    Светлую сторону...

IV

    Рад показать!
    Слушай, мой милый: труды роковые
    Кончены - немец уж рельсы кладёт.
    Мёртвые в землю зарыты; больные
    Скрыты в землянках; рабочий народ

    Тесной гурьбой у конторы собрался...
    Крепко затылки чесали они:
    Каждый подрядчику 15 должен остался,
    Стали в копейку прогульные дни!

    Всё заносили десятники в книжку -
    Брал ли на баню, лежал ли больной.
    «Может, и есть тут теперича лишку,
    Да вот, поди ты!..» Махнули рукой...

    В синем кафтане - почтенный лабазник 16 ,
    Толстый, присадистый 17 , красный, как медь,
    Едет подрядчик по линии в праздник,
    Едет работы свои посмотреть.

    Праздный народ расступается чинно...
    Пот отирает купчина с лица
    И говорит, подбоченясь картинно:
    «Ладно... нешто... молодца!., молодца!..

«Ремонтные работы на железной дороге». Художник К.Савицкий. 1874г.

    С Богом, теперь по домам, - проздравляю!
    (Шапки долой - коли я говорю!)
    Бочку рабочим вина выставляю
    И - недоимку 18 дарю!..»

    Кто-то «ура» закричал. Подхватили
    Громче, дружнее, протяжнее... Глядь:
    С песней десятники бочку катили...
    Тут и ленивый не мог устоять!

    Выпряг народ лошадей - и купчину
    С криком «ура!» по дороге помчал...
    Кажется, трудно отрадней картину
    Нарисовать, генерал?..

Вопрсы и задания

  1. Какое значение имеет в стихотворении эпиграф «Разговор в вагоне»?
  2. Перечитайте первую часть стихотворения. Что вы можете сказать о человеке, который так увидел картину природы? Как картина природы связана с последующим разговором автора с соседями по вагону?
  3. Почему Некрасов называет голод «царём»? В чём проявляется власть этого царя?
  4. Как вы понимаете строки:

      Многие - в страшной борьбе,
      К жизни воззвав эти дебри бесплодные,
      Гроб обрели здесь себе?..
      Какая мысль выражена антитезой?

  5. Перечитайте фантастическую картину, где изображается толпа мертвецов. Что означают их слова: «Божий ратники, мирные дети труда»? Что мы узнаём из их песни, какое чувство она вызывает?
  6. Перечитайте три последних четверостишия второй части. Что позволяет поэту верить в лучшее будущее? С каким чувством говорит поэт о будущем?
  7. Что думает о народе генерал, какими словами он говорит о народе? Каково авторское отношение к изображаемому? Какие слова и выражения позволяют нам его понять?
  8. Почему стихотворение обращено к детям?

    В стихотворении нарисована картина далёкого прошлого. Что оно открывает вам, живущим сегодня? Чему учит? Подготовьте устный развёрнутый ответ на этот вопрос.

    Рассмотрите репродукцию картины художника К. А. Савицкого «Ремонтные работы на железной дороге». Чем идея этой картины близка стихотворению Некрасова и чем отличается от мысли поэта?

1 Пальто на красной подкладке (шинель) носили генералы.

2 Граф П. А. Клейнмихель - царский министр, начальник строительства железной дороги между Петербургом и Москвой.

3 Ядрёный - здесь: свежий, здоровый.

4 Кочи - кочки.

5 Обаяние - здесь: незнание правды.

6 Десятник - старший над группой рабочих.

7 Колтун - волосы, сбившиеся в плотный ком.

8 Заступ - лопата.

9 Ватикан - здесь: дворец Папы Римского, в котором сосредоточено много памятников искусства.

10 Колизей - цирк в Риме, построенный в античные времена.

11 Святой Стефан - собор в столице Австрии Вене.

12 Аполлон Бельведерский - скульптура, изображающая античного бога Аполлона (находится в Бельведерском дворце Ватикана).

13 Термы - бани в Древнем Риме, являвшиеся также спортивными, общественно-культурными заведениями.

14 Скопище - толпа, сборище.

15 Подрядчик лицо, нанявшее (подрядившее) рабочих.

16 Лабаз - помещение для хранения муки или зерна; лабазник - торговец, владелец лабаза.

17 Присадистый - приземистый, плотный.

18 Недоимка - здесь: то, что рабочие, по подсчётам, были должны ему.


“Есть всегда что-то особенно благородное,
кроткое, нежное, благоуханное и грациозное
во всяком чувстве Пушкина”.

В.Г.Белинский

В.Г.Белинский точно определил назначение поэзии: “...развивать в людях чувство изящного и чувство гуманности, разумея под этим словом бесконечное уважение к достоинству человека как человека”. И сегодня в этом ее святое назначение.
А.С.Пушкина по праву называют чудом русской литературы. Его поэзия - неисчерпаемый источник, который, как в сказке, поит “живой водою” всех, кто прикасается к нему.
Весь мир ценит поэта за то, что он сам ценил в себе:

Долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал...

И до Пушкина поэзия служила народу, но у него эта потребность русской литературы приобрела невиданную силу.
Первое, что привлекает нас при чтении произведений поэта, - поражающая сила чувств, блеск ума. Но его стихи надо читать внимательно, вдумываясь в каждое слово, потому что слово это важно для понимания целого, потому что, как говорил Н.В.Гоголь, в каждом слове Пушкина “бездна пространства”.
Какие же “чувства добрые” пробуждает пушкинская лира? На заре своей поэтической деятельности, еще в лицейских стихах, поэт задумывается над ролью и судьбой поэзии и поэта в современном ему обществе. Прекрасно понимая незавидную судьбу поэта, молодой Пушкин избрал для себя путь литературного творчества:

Мой жребий пал: я лиру избираю!

Он избирает “скромную, благородную лиру”, которая будет служить только свободе, а его “неподкупный голос” станет “эхом русского народа”.
В стихотворениях “Пророк”, “Поэт”, “Поэту”, “Эхо” А.С.Пушкин развивает свой взгляд на задачи поэта. Поэт, по его мнению, должен находить в себе чувства, чтобы воспитывать читателя, вести его за собой, используя свой высокий дар. “Глаголом жги сердца людей” - вот его девиз. В “Пророке” - вся философия Пушкина.
Десятки стихов А.С.Пушкина посвящены теме патриотизма. Поэт рано почувствовал живое дыхание истории родины и глубоко задумывался над судьбами страны. Его музой стала свобода. Он видел, что его народ стонет в цепях векового рабства и страстно ждет своего освобождения. Пушкин, друг и вдохновитель декабристов, еще в юности в оде “Вольность” с горячей убежденностью заявил:

Хочу воспеть свободу миру,
На троне поразить порок.

Молодые люди знали стихи поэта, дышащие свободой, и увлекались ими. Декабрист М.Н.Паскевич, например, писал, что первые либеральные мысли он “заимствовал от чтения вольных стихов господина Пушкина”.
До конца дней своих Александр Сергеевич Пушкин был непримиримым врагом самодержавия, защитником народной свободы. Недаром в стихотворении, подводящем итог всей его творческой жизни, поэт ставит себе в особую заслугу то, “что в мой жестокий век восславил я свободу и милость к падшим призывал”.
Невозможно без волнения читать удивительные стихи А.С.Пушкина о природе. Это настоящие живописные картины. Так и видишь, как “роняет бор осенний свой наряд”, как “ложится на поля туман”, как тянется “гусей крикливых караван”, и луну “как желтое пятно”, и множество других прекрасных картин, как будто нарисованных замечательным художником. Как глубока любовь поэта ко всему родному, национальному, близкому и дорогому сердцу русского человека! Эти стихи превосходным образом воспитывают любовь к родине.
Прекрасным источником для пробуждения самых добрых чувств являются стихи о дружбе и любви.
Сколько задушевных стихов написал поэт, чтобы прославить крепкую, неизменную дружбу. До глубины души его потрясла весть о разгроме восстания декабристов, в котором участвовали дорогие его сердцу Кюхельбекер, Пущин и многие другие друзья. Он беспокоится о дальнейшей их судьбе, подчеркивает свою духовную близость с ними и не страшится открыто признать ее перед лицом самого царя. С удивительной для тех лет смелостью поэт отправил в Сибирь свое послание декабристам:

Во глубине сибирских руд
Храните гордое терпенье,
Не пропадет ваш скорбный труд
И дум высокое стремленье.

Да, А.С.Пушкин умел быть верным и преданным другом.
А стихи о любви! “Я помню чудное мгновенье”, “На холмах Грузии...”, “Я вас любил...” Они, действительно, “гений чистой красоты”. Нежные и страстные, веселые и грустные, они учат любить по-настоящему. Уже не одно поколение людей с волнением читает вдохновенные строки поэта, согретые порывом горячего, искреннего и чистого чувства. Его стихи поют и сияют. Они вышли из предела своего времени и стали достоянием всех, кто способен пережить такую же самозабвенную, полную счастья любовь.
У Пушкина даже самые простые, обыденные чувства описаны так, что, читая некоторые его стихи, поражаешься жизнелюбию, умению вселять в людей надежду, веру. Вот, например, это стихотворение:

Если жизнь тебя обманет,
Не печалься, не сердись!
В день уныния смирись:
День веселья, верь, настанет.
Сердце в будущем живет;
Настоящее уныло;
Все мгновенно, все пройдет;
Что пройдет, то будет мило.

Стихотворение написано в 1825 году. А год этот для поэта был годом “унынья”.
Да разве можно все перечислить. Строгие и глубоко нравственные, веселые, порой озорные и не очень скромные произведения поэта в большинстве своем не только удивительный памятник человеческого духа и неисчерпаемый источник наслаждения, но и “школа жизни”, в которой учат “чувствам добрым”.
И пока “жив будет хоть один пиит”, не забудется творчество Пушкина. Ибо тем и отличается богатство духовное от материального богатства, что чем больше его расходуют, тем больше оно становится.


Россия для Александра Блока – это родина. Тема родины становится основной в творчестве поэта после раннего периода стихов о Прекрасной Даме. Блок отметил в своём дневнике, что теме родины он «сознательно и бесповоротно» посвящает жизнь. Начало ХХ века – время неслыханных перемен, исторических событий, ранее не виданных не только в России, но и во всём мире.

Осмыслить такие события и донести их до ума и сердец соотечественников – задача, решение которой под силу только настоящему поэту, каковым и являлся Александр Блок. В 1908 году он создаёт исторический цикл «На поле Куликовом» и пишет стихотворение «Россия».

Лирический герой стихотворения «Россия» - сам поэт. Обращение поэта к России проникнуто чувством искренней трепептной любви, сравнимой с первой любовью («как слёзы первыя любви…»). Россия предстаёт перед читателем в образе русской красавицы, наделённой «разбойной красой» и носящей по русскому обычаю «плат узорный до бровей». Своенравность и покорность – такая антитеза разворачивается от строфы к строфе контекстными антонимами: золотые – серые, крест – разбой, разбойная – прекрасные, звенит – глухая, обманет – не пропадёшь – и как нельзя точно и полно рисует образ великой народной России.

Телега, запряжённая измученными лошадьми, серые избы, бескрайние леса и поля, шумные реки, несущие не только воды, но и потоки слёз людских, пути-дороги к острогам – ещё одна антитеза к образу красавицы России.

Чувство любви пропитано болью и горечью при виде нищеты и «серых изб», наполнено неизбывной тоской, разливающейся народными песнями: «… звенит тоской острожной Глухая песня ямщика!» Используя такие детали образа России, как песня, слёзы и платок, автор рисует картину родины, сильной духом и оберегаемой платом-полотном-плащаницей божьей: «Не пропадёшь, не сгинешь ты..». Мотив пути от первых строчек стихотворения и до последней, а также образ креста расширяют мысль поэта о сложном, но преодолимом великом предназначении России.

Поэт верит в Россию («И крест свой бережно несу…», «И невозможное возможно, Дорога долгая легка…»), потому что любит её.

Обновлено: 2018-04-26

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме

  • Ответ на задания №8 и №15. Как в данном эпизоде «Отцов и детей» намечается основной конфликт произведения? Каким чувством проникнуто обращение поэта к России?