Что такое Импичмент? Значение слова Импичмент в политическом словаре. Импичмент: что это такое простыми словами и примеры Импичмент термин

Проводился ли когда-либо импичмент президента?

Палата представителей подвергала импичменту только двух президентов за всю свою историю, и оба были оправданы Сенатом. Первым стал в 1868 году Эндрю Джонсон из-за политического кризиса, который был связан с его курсом в отношении проигравшего Гражданскую войну Юга, вторым — Билл Клинтон в 1998 году, из-за своего романа со стажеркой Белого дома Моникой Левински (Monica Lewinsky). Ричарду Никсону импичмент грозил, но президент ушел в отставку раньше (см. ниже). Сейчас — после того, как был назначен специальный прокурор для расследования возможного сговора между избирательным штабом президента Трампа и Россией — многие снова заговорили об импичменте.

По слухам, юристы Трампа сейчас ищут способы защитить президента, если процедура начнется. Букмекерская компания Paddy Power полагает, что шансы на импичмент Трампа в течение его первого президентского срока возросли до 60%. «Слово на букву И» уже успели публично произнести не менее 26 демократов и два республиканца. Однако импичмент — это длинный и сложный процесс, на который сильно влияют партийные соображения. Если даже он начнется, утверждает бывший конгрессмен-республиканец Билл Макколлум (Bill McCollum), голосовавший за импичмент Клинтона, «быстрым он не будет».

Откуда взялся импичмент?

Эта процедура возникла в Англии XIV века, где она использовалась против неподвластных суду вельмож и королевских советников. Авторы американской конституции, опасавшиеся возможного установления тирании, заимствовали идею импичмента как способа мирным путем отрешать от власти зарвавшихся президентов, а также вице-президентов, министров, федеральных судей и судей Верховного суда. О том, следует ли давать право импичмента Верховному суду, шли яростные споры, однако в итоге конституция предоставила «исключительное право импичмента» Палате представителей. Сенат получил «исключительное право рассматривать любые импичменты» — то есть право признать обвиняемого виновным или оправдать.


За что подвергают импичменту?

Согласно конституции, за «государственную измену, взяточничество и другие тяжкие преступления и проступки». При этом общепринятого определения «тяжких преступлений и проступков» не существует. Некоторые правоведы считают, что речь идет только о нарушениях писаного права. По мнению других, импичмент применим в случае любого злоупотребления властью или любого поведения, порочащего президентскую должность. На практике интерпретация почти целиком зависит от политических обстоятельств.

Клинтона подвергли импичменту за дачу ложных показаний и препятствование правосудию, так как он солгал под присягой — в письменных показаниях и на суде присяжных — о своих отношениях с Левински. При этом журналисты обнаружили, что многие лидеры Республиканской партии также были виновны в супружеских изменах. Республиканцы в ответ возражали — хотя и без особого успеха — что в данном случае имела значение ложь, а не адюльтер. Как саркастически заметил в 1970 году Джеральд Форд, бывший в то время лидером меньшинства в Палате представителей, «поводом для импичмента может стать все, что большинство в Палате представителей в данный момент сочтет подходящим для этого».

Как выглядит процесс импичмента?

Сначала Палата представителей должна проголосовать за начало процедуры импичмента. Для этого необходимо простое большинство голосов. Предложение об импичменте может внести любой конгрессмен. Также это могут сделать комитет Конгресса, авторы петиции, специальный прокурор и президент. Если простое большинство голосов поддерживает хотя бы одно из обвинений, президент официально подвергается импичменту, что фактически делает его обвиняемым. В роли суда в этом случае выступает Сенат.


Как проходит импичмент?

Палата представителей назначает специальных представителей — так называемых менеджеров, представляющих сторону обвинения. Президент выбирает юристов, которые будут представлять сторону защиты. Сенаторы становятся судом присяжных во главе с председателем Верховного суда. При этом Сенат должен определить процессуальные правила, например, решить, следует ли выслушивать свидетелей или можно ограничиться письменными показаниями.

«Импичмент — уникальное явление, — объясняет бывший конгрессмен Боб Барр (Bob Barr), который был одним из менеджеров во время импичмента Клинтона. — В обычном суде присяжные не устанавливают правила и не определяют, какие доказательства они хотят видеть, а какие нет». Четких критериев доказанности нет — вопрос о виновности каждый из сенаторов решает по своему вкусу. Если больше двух третей сенаторов объявляют президента виновным, он лишается своего поста, и на его место приходит вице-президент.

Грозит ли Трампу импичмент?

Расследование, которое проводит специальный прокурор Роберт Мюллер (Robert Mueller), безусловно, подразумевает такую возможность. Конгрессмен-демократ от Техаса Эл Грин (Al Green) утверждает, что он уже начал готовить обвинения для импичмента. По его мнению, Трамп виновен в препятствовании правосудию. Грин полагает, что президент пытался заставить директора ФБР Джеймса Коми (James Comey) прекратить расследование возможного сговора между окружением Трампа и Кремлем, а затем уволил Коми в надежде остановить таким образом расследование.

© AP Photo, Jessica Hill Бывший президент США Билл Клинтон

Именно препятствование правосудию было поводом для импичмента в случае Клинтона и Никсона, однако им обоим — в отличие от Трампа — приходилось иметь дело с враждебным Конгрессом, контролируемым оппозицией. Чтобы республиканцы выступили против собственного президента и проголосовали за его импичмент, его рейтинг должен упасть до такого уровня, при котором он станет опасен для всей партии. «На 99% все зависит от того, насколько популярен президент», — считает бывший сотрудник Министерства юстиции США Брюс Фейн (Bruce Fein).


Как Никсон избежал импичмента?

Ричард Никсон был замешан в «Уотергейте» — главном политическом скандале XX века. Доказательства его вины были настолько убедительны, что ему почти наверняка грозил импичмент. Однако он сумел избежать позора, поскольку вовремя ушел в отставку. В июле 1974 года Судебный комитет палаты представителей одобрил импичмент «хитрого Дика». Поводом для этого стали три обвинения, связанные с незаконным проникновением в штаб-квартиру Национального комитета Демократической партии в 1972 году: препятствование правосудию, злоупотребление властью и неуважение к Конгрессу,

Спустя шесть дней была опубликована аудиозапись, убедительно доказывавшая, что Никсон с самого начала пытался мешать расследованию. Когда лидеры Республиканской партии сообщили Никсону, что он лишился поддержки как в Палате представителей, так и в Сенате, президент решил подать в отставку. «Не стоит затягивать дело», — заявил он в своей знаменитой речи. Спустя месяц преемник Никсона — его бывший вице-президент Джеральд Форд — помиловал его, простив ему все преступления, которые он когда-либо совершал. По словам Форда, Никсон, «достаточно пострадал».

Подпишитесь на нас

Россия познакомилась с понятием импичмента в девяностые годы уже минувшего столетия. Об этом мы расскажем чуть позже, а пока речь пойдёт о том, откуда импичмент вообще взялся. Как ни странно, его придумали в Британии .

Несмотря на то, что Великобритания - монархия с многовековой историей, её политический опыт оказался весьма полезен для других государств. А ещё именно здесь чуть ли не впервые в европейской истории стали предпринимать попытки урезонить разошедшихся монархов и их фаворитов.

Дело было в далёком 14 веке. Именно тогда Палата Общин британского парламента решила, что пора приструнить фаворитов короля, которые уж больно много стали себе позволять. Но в силу того, что эти господа были исключительно высокого происхождения, Палата Общин повлиять на них самостоятельно не могла и начала действовать более чем решительно.

Прежде отдавать министров под суд имел право только король. В принципе, всё логично - глава государства должен сам разобраться с тем, хорошо министр работает или начал присваивать казённое имущество и совершать противоправные действия. Увы, монарх далеко не всегда мог или хотел разбираться, а простому народу приходилось туго.

Когда терпение Палаты Общин дошло до критической точки, господа, входящие в её состав взяли ситуацию в свои руки: фактически присвоили себе право отдавать королевских министров под суд. Разбирательства по таким делам передавались в ведение Палаты лордов и золотые деньки фаворитов кончились.

Вся эта дивная процедура выдвижения уголовного обвинения перед лордами и получила название "импичмент". В истории британского прецедентного права последний раз импичмент применяли в самом начале 19 века - в 1806 году. Но на этом история импичмента не закончилась.

Прецеденты в США

До начала знаменитой Войны за Независимость значительная часть Америки была занята британскими колониями. И когда 13 штатов отвоевали право на самостоятельность, возник вопрос законотворчества.

Те, кто стоял у руля молодой и независимой Америки, решили обратиться к опыту Британии. Среди принятого на вооружение оказался и импичмент. Правда содержание этого понятия откорректировали в соответствии с текущими нуждами. Теперь так стали называть выдвижение обвинений против федерального должностного лица вплоть до судей и президента Нижней палатой перед Сенатом. Причём аналогичная процедура предусмотрена в каждом из штатов для губернатора и других должностных лиц.

Верхняя палата Сената, так же, как и в Англии, выступает в качестве судебной инстанции, и президент не имеет права помилования по приговорам Сената. Таким образом, импичмент в точном смысле является лишь первым этапом процедуры отрешения от должности по уголовному обвинению, хотя в наше время этим словом стало принято называть весь процесс отрешения.

Первый случай импичмента в американской истории произошёл в 1797 году. Обвинения были выдвинуты против сенатора Уильяма Блаунта из Теннесси: его подозревали в сговоре с британцами.

Дважды процедура импичмента была инициирована против президентов, но в обоих случаях в Сенате нужного количества голосов набрано не было и обвинения сняли. Этими президентами были Эндрю Джонсон в 1868 и Билл Клинтон в 1998-99 годах.

Уотергейтский скандал стал причиной инициации процедуры импичмента в отношении Ричарда Никсона в 1974 году. До конца дело так и не было доведено: Никсон добровольно подал в отставку. Помимо президентов под процедуру импичмента в Соединённых Штатах попали несколько местных чиновников и судей.

Импичмент в России


Согласно Конституции РФ, принятой в 1993 году, процедуру отрешения от должности в отношении президента инициировать можно. Для этого Государственная Дума должна подать представление в Совет Федерации и если наберётся две трети голосов - начнётся процедура отрешения.

В новейшей истории России процедура импичмента была инициирована трижды в отношении Бориса Ельцина, причём все формальности, предусмотренные Конституцией, были соблюдены только однажды. Первые две попытки отрешить главу государства от должности предпринимались в марте и сентябре 1993 года. Третья - в 1998-99 годах. Процесс не продвинулся дальше голосования в Государственной Думе.

Прецеденты в других странах

Если говорить об импичменте в других странах, то в большинстве государств подобная процедура в отношении высших должностных лиц предусмотрена и закреплена в законодательстве. Несмотря на это, импичмент инициируется в редких случаях.

В конце 20 - начале 21 века импичмент был инициирован и доведён до конца в отношении следующих президентов:

  • Бразилия - Фернанду Колор,
  • Индонезия - Абдуррахман Вахид,
  • Литва - Роландас Паксас. Импичмент в отношении Паксаса стал единственным принятым импичментом главы государства в Европе.

нижней палаты парламента при необходимом пороге в 340 голосов. Не поддержали импичмент лишь 137 законотворцев. Согласно процедуре, теперь окончательное решение об отстранении Русеф от должностных полномочий должны принять депутаты Сената — верхней палаты парламента.

АиФ.ru рассказывает, что такое импичмент.

История вопроса

Импичмент (в перев. с англ. impeachment — «недоверие») — это освобождение от должности главы государства специально уполномоченными органами, чаще всего парламентом, по процедуре и основаниям, предусмотренным законами. Впервые такую практику начали применять в XIV веке в Англии. Процедура состояла в подтверждении обвинений в отношении главы Палаты общин или министров с проведением предварительного следствия или без него. За ней следовал суд, который проводила Палата лордов. Последний раз импичмент в Великобритании проводился против лорда Мелвилла в 1806 году.

В конституции процедура под названием «импичмент» впервые в мире была установлена в США. Отстранение от должности гражданского должностного лица там грозит за «серьезные преступления и правонарушения». Военные должностные лица, подлежащие суду военных трибуналов, не могут подвергаться импичменту.

В истории США было всего три попытки импичмента президентов. В 1868 году одного голоса не хватило для отставки Эндрю Джонсона . В 1974 году президент Ричард Никсон избежал импичмента, заранее подав в отставку. Также провалился импичмент Биллу Клинтону в 1998 году после скандала с Моникой Левински.

Импичмент в Российской Федерации

В России процедура импичмента предусматривается ст. 93 Конституции РФ.

Статья 93 Конституции РФ

1. Президент Российской Федерации может быть отрешен от должности Советом Федерации только на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного Суда Российской Федерации о наличии в действиях Президента Российской Федерации признаков преступления и заключением Конституционного Суда Российской Федерации о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.

2. Решение Государственной Думы о выдвижении обвинения и решение Совета Федерации об отрешении Президента от должности должны быть приняты двумя третями голосов от общего числа в каждой из палат по инициативе не менее одной трети депутатов Государственной Думы и при наличии заключения специальной комиссии, образованной Государственной Думой.

3. Решение Совета Федерации об отрешении Президента Российской Федерации от должности должно быть принято не позднее чем в трехмесячный срок после выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента. Если в этот срок решение Совета Федерации не будет принято, обвинение против Президента считается отклоненным.

Кому из российских президентов грозил импичмент?

Вопрос отстранения от должности неоднократно возникал в отношении первого президента РФ Бориса Ельцина.

В марте 1993 года по инициативе Верховного Совета и Съезда народных депутатов России вопрос о полномочиях президента был вынесен на всенародный референдум, по результатам которого Ельцин сохранил свои полномочия.

Во второй раз вопрос об импичменте встал в сентябре 1993 года после указа президента о прекращении действия Съезда и Верховного Совета. Решение об импичменте было принято депутатами, собравшимися на так называемый X Съезд, законность которого не была признана исполнительной властью. Конфликт в результате был разрешён вооружённым путём.

15 мая 1999 Государственной думой был рассмотрен вопрос о досрочном прекращении полномочий президента РФ Бориса Ельцина, согласно начатой в 1998 году процедуре импичмента. Она основывалась на пяти обвинениях, в числе которых были распад Советского Союза; расстрел парламента в октябре 1993; развязывание войны в Чечне; развал Вооруженных Сил и геноцид российского народа. Однако в ходе голосования ни по одному из пунктов обвинения не было набрано две трети голосов депутатов. В результате голосования ни одно из обвинений не получило поддержки большинства депутатов и процедура импичмента была прекращена.

В каких странах президенты лишились своих полномочий после импичмента?

Импичмент прописан в конституции многих стран мира, но на практике отстранение от должности в результате этой процедуры случается очень редко. В результате импичмента должности лишились:

  • в 1992 году президент Бразилии Фернанду Колор из-за обвинений в коррупции
  • в 1997 году президент Эквадора Абдала Букарам по обвинению в «умственной неполноценности»
  • в 2000 году президент Филиппин Джозеф Эстрада по обвинению в получении многомиллионных взяток от нелегального игорного бизнеса
  • в 2000 году президент Перу Альберто Фухимори за многочисленные преступления против народа
  • в 2001 году президент Индонезии Абдуррахман Вахид по обвинению в коррупции
  • в 2004 году президент Литвы Роландас Паксас по обвинению в необъективности при принятии решений и зависимости от третьих лиц.

Отстранения от власти должностного лица на самом высшем уровне, вплоть до руководителя государства, если ему предъявлено обвинение в совершении уголовного преступления при исполнении официальных полномочий.
Понятие импичмента впервые применили в Англии 14 века. Тогда Палата общин решилась отдать на суд Палаты лордов королевских фаворитов, хотя прежде такие полномочия мог брать на себя только король. Именно процедура предъявления уголовного обвинения в грубом попирании закона получила название импичмент.
Такое обвинение должно носить официальный характер.
Некоторые страны с республиканской формой правления предусматривают импичмент для главы государства в случае покушения на конституцию или государственной измены.
В разных странах предусмотрена разная форма такой процедуры. Классическая схема импичмента сформулирована в конституции США и позаимствована из законодательства Великобритании. Нижняя палата законодательного органа выдвигает обвинение, сформулировав его причину, а верхняя палата рассматривает это обвинение и принимает решение как судебный орган. В США такие слушания проходят в Сенате под патронажем Верховного судьи. Обвинения для импичмента должны поддержать две трети голосов присутствующих сенаторов.
США предусматривает импичмент служащих федерального уровня, если им предъявляются обвинения в государственной измене или взяточничестве или любых других тяжких преступлениях, правонарушениях. Исключительное право на импичмент принадлежит Палате представителей. Все такие процедуры проходят также в Сенате.
Конституция Российской Федерации предусматривает такую же схему. Импичмент может высказать Государственная Дума, а рассматривать это обвинение и выносить вердикт должен Совет Федерации.
Такой процесс отрешения от должности Президента был инициирован трижды и все в отношении первого президента РФ Ельцина.Существует и другая схема выдвижения импичмента. Обвинение имеет право выносить Парламент, а решение выносит высший судебный орган. В Германии и Италии это Конституционный суд, Португалии, Румынии, Финляндии – Верховный суд, во Франции – Высокая палата правосудия. Наказанием считается именно отрешение от должности, но в результате импичмента оговаривается возможность обычного судебного процесса со всеми вытекающими последствиями.
Большинство стран имеют в законодательствах положения об отстранении от должности первых лиц государства, но не всегда их используют. Наиболее громкие процессы импичмента конца XX и начала XXI века – это отрешение от должности президента Бразилии Фернанду Колор, Индонезии Абдуррахман Вахида и Литвы Роландаса Паксаса. Импичмент президента Литвы в 2004 году был единственным принятым импичментом главы европейского государства.
Наиболее скандально известным стал импичмент президента США Билла Клинтона по обвинению его в лжесвидетельстве в истории с Моникой Левински.

Хотя такие процессы, как современный импичмент, существовали в разных странах, наиболее часто этот термин используется в отношении англо-американской процедуры в англоязычном мире. Английская практика импичмента началась в 14 или 15 в. Обычная процедура состояла в подтверждении обвинений Палатой общин с проведением предварительного следствия или без него. В собственном смысле термин «импичмент» означал процедуру привлечения высших должностных лиц государства к парламентскому суду для того, чтобы лишить их полномочий, и относился лишь к этой части процесса. За ней следовал суд, который проводила Палата лордов.

Последний английский импичмент проводился против лорда Мелвилла в 1806. Как средство привлечения к политической ответственности импичмент вышел из употребления после учреждения современной системы ответственного правительства.

Американская практика следует английской процедуре. Федеральная конституция установила, что любое гражданское должностное лицо может быть подвергнуто импичменту Палатой представителей за «серьезные преступления и правонарушения», хотя ранее было признано, что должностные лица законодательных органов не подлежат импичменту. Военные должностные лица, подлежащие суду военных трибуналов, не могут подвергаться импичменту. После импичмента проводится судебное разбирательство в Сенате, где для осуждения требуется получить большинство в две трети голосов, а приговор ограничен отстранением от должности, а также лишением права занимать государственный пост. Импичмент не является препятствием для преследования в гражданских судах, и помилование должностному лицу, осужденному после импичмента, не гарантируется. Самый знаменитый федеральный импичмент был вынесен в 1868 Палатой представителей президенту США Эндрю Джонсону. Однако Сенату не удалось его осудить. Всего федеральные импичменты проходили 13 раз, наиболее часто – против представителей судебной власти. Из 13 должностных лиц, подвергнутых импичменту, осуждены были лишь четверо, причем все – судьи. В 1974 Судебный комитет Палаты представителей одобрил импичмент президента Ричарда Никсона, но прежде чем Палата в полном составе смогла его рассмотреть, президент ушел в отставку. Угроза импичмента была также у Б.Клинтона после скандала с Моникой Левински. 19 декабря 1998 Палата представителей проголосовала «за» то, чтобы инициировать импичмент президента. Дело было передано в Сенат. 12 февраля 1999 Сенат проголосовал «против». Таким образом процедура импичмента была прекращена.

Конституции штатов предусматривают примерно такие же процедуры импичмента с некоторыми вариациями. Импичменты в штатах были немногочисленны и применялись для отстранения должностных лиц различного ранга – от мирового судьи до губернатора.

Импичмент в Российской Федерации.

В российской истории в 1990-е много раз ставился вопрос об импичменте президента Бориса Ельцина, однако ни разу не было набрано достаточное количество голосов, что небезосновательно позволяет предположить, что в реальности механизм досрочной законной смены власти в стране практически невыполним.

В Статье 93 Конституции РФ заложено два основных момента. Первый момент - основания отрешения Президента от должности определены слишком узко. Они включают в себя государственную измену, или тяжкое преступление. Таким образом, если Президент совершил преступление, но нетяжкое, то он может остаться в своей должности. Второй момент - вопрос должен быть рассмотрен трехмесячный период, что сильно сужает сроки рассмотрения вопроса. Если президент, например, совершил государственную измену, то по этой статье, тем не менее, он может остаться в должности, если истекли 3 месяца, в течение которых вопрос должен был быть рассмотрен и решен.

15 мая 1999 Государственной думой был рассмотрен вопрос о досрочном прекращении полномочий президента РФ Б.Ельцина. В 1998 была начата процедура импичмента. Она основывалась на 5 обвинениях, в числе которых были распад Советского Союза; расстрел парламента в октябре 1993; развязывание войны в Чечне; развал Вооруженных Сил и геноцид российского народа. Впервые был образован Комитет по импичменту. Однако в ходе голосования ни по одному из пунктов обвинения не было набрано две трети голосов депутатов.

Вместе с тем, региональные парламенты несколько раз выносили импичменты вызвавшим у них недоверие губернаторам (например, двукратно – губернатору Алтайского края Михаилу Евдокимову).

ПРИЛОЖЕНИЕ

Импичмент в Российской Федерации. Выдержки из конституции РФ.

Статья 93 Конституции РФ

1. Президент Российской Федерации может быть отрешен от должности Советом Федерации только на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного Суда Российской Федерации о наличии в действиях Президента Российской Федерации признаков преступления и заключением Конституционного Суда Российской Федерации о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.

2. Решение Государственной Думы о выдвижении обвинения и решение Совета Федерации об отрешении Президента от должности должны быть приняты двумя третями голосов от общего числа в каждой из палат по инициативе не менее одной трети депутатов Государственной Думы и при наличии заключения специальной комиссии, образованной Государственной Думой.

3. Решение Совета Федерации об отрешении Президента Российской Федерации от должности должно быть принято не позднее чем в трехмесячный срок после выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента. Если в этот срок решение Совета Федерации не будет принято, обвинение против Президента считается отклоненным.